Содержание.. 2
Введение.. 4
1. Финансирование территориальных программ государственных гарантий оказания населению медицинской помощи.. 4
2. Организация обязательного медицинского страхования.. 6
2.1. Роль системы ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ.. 6
2.2. Страховые медицинские организации в системе ОМС.. 7
2.3. Виды медицинских учреждений, финансируемых системой ОМС.. 7
2.4. Методы оплаты медицинской помощи в системе ОМС.. 8
3. Механизмы государственного управления региональными системами здравоохранения 14
3.1. Механизмы согласования политики региональных органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС.. 14
3.2. Механизмы согласования региональной и муниципальной политики.. 16
3.3. Применение информационных технологий в управлении здравоохранением.. 18
3.4. Механизмы регулирования лекарственного обеспечения. 21
3.5. Регулирование оказания платных медицинских услуг. 24
4. Общественные организации в системе здравоохранения.. 24
5. Новые формы управления и финансирования в сфере здравоохранения, внедренные в субъектах РФ... 25
5.1. Новые формы взаимодействия между региональным органом управления здравоохранения, органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением.. 25
5.2. Нововведения в организации финансирования здравоохранения. 27
5.3. Новые формы оплаты труда.. 30
5.4. Подготовка пилотного эксперимента в 2007 г. 31
6. Реструктуризация ЛПУ в соответствии с требованиями законодательства о разграничении полномочий между уровнями власти.. 34
6.1. Направления реструктуризации.. 34
6.2. Специализированные ЛПУ и структурные подразделения в составе многопрофильных ЛПУ, переданные в 2006 году из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации.. 35
6.3. ЛПУ для обеспечения скорой помощи, переданные в 2006 году из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность. 37
6.4. ЛПУ для обеспечения первичной медико-санитарной, переданные в 2006 году из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность. 37
6.5. Реструктуризация многопрофильных ЛПУ.. 37
7. Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, получающих государственную социальную поддержку из федерального бюджета.. 38
7.1. Дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, получающих государственную социальную поддержку из федерального бюджета.. 38
7.2. Практика формирования заявок лечебно-профилактическими учреждениями на лекарства для населения субъекта РФ, получающего государственную социальную поддержку из федерального бюджета в 2006 году 39
7.3. Практика удовлетворения территориальным фондом обязательного медицинского страхования заявок лечебно-профилактических учреждений на лекарства для населения субъекта РФ, получающего государственную социальную поддержку из федерального бюджета в 2006 году.. 40
8. Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, получающих социальную поддержку из бюджета субъекта Российской Федерации.. 40
8.1. Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, получающих социальную поддержку из бюджета субъекта РФ.. 40
8.2. Закупка лекарственных средств для населения субъекта РФ, получающего социальную поддержку из бюджета субъекта РФ.. 41
8.3. Оплата лекарственных средств для населения субъекта РФ, получающего социальную поддержку из бюджета субъекта РФ в 2005 году.. 41
8.4. Практика формирования заявок лечебно-профилактическими учреждениями на лекарства для населения субъекта РФ, получающего социальную поддержку из бюджета субъекта РФ в 2005 году.. 42
9. Основные выводы... 42
Используемые сокращения:
ДЛО - дополнительное лекарственное обеспечение;
КСГ - клинико-статистическая группа;
ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение;
МОУЗ – муниципальный орган управления здравоохранением;
МЭС – медико-экономический стандарт;
ОМС – обязательное медицинское страхование;
ПМСП – первичная медико-санитарная помощь;
РОУЗ – региональный орган управления здравоохранением;
РФ – Российская Федерация;
CРФ – субъект Российской Федерации;
ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
В настоящем обзоре представлены общая характеристика существующих различий в механизмах финансирования и управления здравоохранением на региональном уровне и направлений трансформации этих механизмов в 2006 году и в два предшествующих года. Анализ выполнен на основе информации, содержащейся в базе данных «Реализация реформы здравоохранения в субъектах Российской Федерации». Источником информации послужили заполненные органами управления здравоохранением субъектов РФ информационные справки, специально разработанные для целей создания базы данных.
Размеры государственного финансирования (бюджетные ассигнования и средства системы ОМС) территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека достигли в 2006 г. 5201 руб.. По сравнению с 2005 г. (3903 руб.) рост в реальном выражении составил 16%, то есть, соответствовал размерам реального роста государственных расходов на здравоохранение в целом.
Рисунок 1.
РРазмеры государственного финансирования территориальных программ государственных гарантий в субъектах РФ в 2006 году, руб*. на чел.
* - с учетом коэффициентов удорожания условной единицы бюджетной услуги.
Источник: данные из 89 субъектов РФ.
Сохраняется существенное неравенство субъектов РФ по уровню финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий (см. рис. 1): в первых пяти наиболее обеспеченных регионах (Ханты-Мансийский, Ненецкий, Эвенкийский автономные округа, Москва и Сахалинская область) эти величины (с учетом коэффициентов удорожания условной единицы бюджетной услуги) в 2006 году более чем 7 раз превышали уровень расходов в пяти наименее обеспеченных регионах (Республики Северного Кавказа и Ставропольский край).
Несмотря на такой рост государственных расходов средний по регионам уровень финансовой обеспеченности территориальных программ (то есть отношение размеров финансирования этих программ к рассчитанной величине их стоимости) вырос с 79% в 2005 г. лишь до 81,2% в 2006 г.. Только в 7 субъектах РФ рассматриваемый показатель достигал в 2005 году 100% и более (Сахалинская, Ярославская области, Ненецкий автономный округ, Свердловская, Липецкая области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Дифференциация уровня финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий остается весьма высокой (см. рис. 2).
Рисунок 2.
Уровень финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению в 2006 году, %
Источник: данные из 89 субъектов РФ.
В 2006 в развитии системы ОМС в регионах наблюдались разнонаправленные тенденции. С одной стороны, доля средств ОМС в финансировании территориальных программ государственных гарантий в среднем по стране заметно снизилась, составив всего 38% по сравнению с 46% в 2005 г.( 2004 г. – 47%).
С другой стороны, в 10 регионах были предприняты действия по переходу к одноканальной системе финансирования медицинской помощи, предусмотренной территориальными программами ОМС. Это означает концентрацию большей части государственных средств в системе ОМС. В числе регионов, где доля ОМС выше 50% - Чукотский автономный округ (84%), Ивановская область (72%), Тульская область (72 %), Тюменская область (63%), Карачаево-Черкесская Республика (57%), Томская область (53%), Ярославская области (53%), Нижегородская область (51%), Республика Северная Осетия-Алания (51%)и Оренбургская область (50%). Если в 2005 г. лидером в движении к одноканальной системе финансирования выступала Тюменская область (доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения составила в 2005 г. 77 %), то в прошедшем году эта доля ее обогнали Чукотский автономный округ Ивановская и Тульская области. Самарская область, которая занимала лидирующие позиции во внедрении ОМС в 90-е годы и концентрировала в системе ОМС более 90% государственных средств, в 2006 году была уже во втором десятке регионов по значению данного показателя (47%).
Рисунок 3.
Доля средств ОМС в государственном финансировании территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению в субъектах РФ в 2006 году, %
Источник: данные из 89 субъектов РФ.
Дифференциация регионов по показателю доли средств ОМС в финансировании территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению и соответственно роли ОМС в региональных системах здравоохранения остается весьма высокой (см. рис. 3).
В 2006 году продолжились изменения в организационной структуре системы ОМС за счет устранения под сильным давлением федерального центра административных барьеров для деятельности страховых медицинских организаций. Доля регионов, в которых в качестве страховщиков в системе ОМС действовали только страховые медицинские организации, как это и предусмотрено законом о медицинском страховании, составлявшая еще в 2004 г., менее половины, теперь превысила три четверти (см. табл. 1). В прошедшем году частные страховщики внедрились в территоиальные системы ОМС Смоленской области, Республики Северная Осетия-Алания, Республики Тыва, Корякского автономного округа. Осталось лишь 4 региона, в которых в системе ОМС нет страховых медицинских организаций, а функции страховщика выполняет ТФОМС: Республика Ингушетия, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Чукотский и Эвенкийский автономные округа.
Таблица 1.
Распределение территориальных моделей ОМС, различающихся по роли страховых медицинских организаций
Организации, выполняющие функции страховщиков в системе ОМС в субъекте РФ в 2006 году |
Доля регионов, имеющих данную модель, % |
2004 |
2005 |
2006 |
Территориальный фонды ОМС и его филиалы |
24 |
10 |
5 |
Филиалы Территориального фонда ОМС и страховые медицинские организации |
27 |
36 |
18 |
Только страховые медицинские организации |
49 |
53 |
77 |
Источник: 2004 г. - данные из 89 субъектов РФ, 2005 г. - данные из 89 субъектов РФ, 2006 г. - данные из 82 субъектов РФ.
Перечень видов медицинских учреждений, финансируемых из средств ОМС, неодинаков для регионов страны (см. табл. 2). Так, в Агинском Бурятском, Корякском Таймырском, Чукотском автономном округах из средств ОМС по-прежнему финансируются только больничные учреждения несмотря на то, что там имеются самостоятельные амбулаторно-поликлинические учреждения. В 88% регионов из средств ОМС финансируются как стационарные, так и амбулаторно-поликлинические учреждения. В 8% регионов помимо стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений из средств ОМС финансируется также и скорая медицинская помощь, которая, хотя и не входит в базовую программу ОМС, но включена в территориальные программы ОМС в этих регионах. В состав таких регионов в 2005 входили Еврейская, автономная область, Республика Мордовия и Тюменская область, в 2006 г. к ним прибавились Красноярский край, Псковская область, Республика Алтай и Удмуртская республика.
Таблица 2.
Типы государственных (муниципальных) учреждений, услуги которых оплачивались за счет средств ОМС в 2006 году
Источник: данные из 76 субъектов РФ.
В территориальных системах ОМС используются 6 основных методов оплаты амбулаторной помощи (по смете расходов, по посещениям, по балльной системе, за отдельные услуги, за законченный случай лечения, по подушевому принципу на одного прикрепившегося) и 5 основных методов оплаты стационарной помощи (по смете расходов, по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней, по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении, за законченный случай госпитализации, за согласованные объемы медицинской помощи).
В большинстве регионов одновременно используются несколько методов оплаты амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, и если в 2005 г. число таких регионов сократилось, то в 2006 г., оно, наоборот, выросло.
В 2004-2006 гг. расширялось применение оплаты по посещениям (см. рис. 4): если в 2004 г. этот метод использовался в 77% регионов, т в 2006 г. – в 88%. К переходу на этот