ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Методика построения типологии регионов // Методика построения типологии регионов по развитости механизмов госуправления здравоохранением в 2006 году

Управление и финансирование

Методика построения типологии регионов

Ссылка Название документа Размер Формат
  скачать Методика построения типологии регионов по развитости механизмов госуправления здравоохранением в 2006 году (электронная версия) 128 Кб Microsoft Word

Методика построения типологии регионов по развитости механизмов госуправления здравоохранением в 2006 году

1. Типологии регионов по отдельным характеристикам организации управления здравоохранением

Сравнительная оценка систем управления здравоохранением в регионах производилась по следующим 5 характеристикам:

1)      развитость механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС;

2)      развитость механизмов согласования региональной и муниципальной политики;

3)      развитость информационных технологий в управлении здравоохранением;

4)      развитость механизмов регулирования лекарственного обеспечения;

5)      развитость методов регулирования оказания платных медицинских услуг.

Для каждой из вышеперечисленых характеристик в Приложении 1 приведены соответствующие им («значимые») вопросы информационных справок. Ответ на каждый значимый вопрос оценивается определенным количеством баллов, исходя из экспертной оценки его важности, а также распределения в ответах респондентов: недостаточно распространенные, но важные механизмы оцениваются сравнительно большим количеством баллов. Полученные баллы суммируются. Полученная сумма является показателем развитости соответствующей характеристики.

Все регионы по степени развитости каждой из вышеперечисленных характеристик разделяются на три типа:

1.      регионы с показателями развитости соответствующей характеристики выше средних по России;

2.      регионы со средними для России показателями развитости соответствующей характеристики;

3.      регионы с показателями развитости соответствующей характеристики несколько ниже средних по России.

Для проведения такого разделения предложена таблица соответствия между набранным количеством баллов для каждой из вышеперечисленных характеристик и типом региона (см. Приложение 1). Каждому типу регионов по каждой из характеристик присваивается соответствующий ранг (место в типологии): 1-й тип – 1 ранг; 2-й тип – 2 ранг; 3-й тип – 3 ранг.

 

2. Обобщающая типология регионов по степени развития механизмов управления здравоохранения

Для получения обобщающей типологии регионов по степени развития механизмов управления здравоохранением ранги по перечисленным выше отдельным управленческим характеристикам суммируются. На основе полученных сумм рангов строится интегральная характеристика развитости механизмов государственного управления в сфере здравоохранения (рис. 1) . Она также состоит из трех типов: регионы с высоким, средним и ниже среднего уровнем развития государственного управления здравоохранением. На основе полученных таким образом интегральных рангов регионы относятся к одному из трех типов по уровню развитости механизмов государственного управления в сфере здравоохранения (см. приложение 1). Чем меньше сумма рангов региона по отдельным указанным характеристикам, то есть чем выше его сумма мест, тем выше его интегральное место в обобщающей типологии.

Рисунок 1.

Оценка уровня развития механизмов государственного управления здравоохранением

Приложение 1

Методика построения типологии регионов по способам организации управления здравоохранением

 

1. Методы построения типологий по отдельным характеристикам

1. Развитость механизмов согласования политики регионального органа управления здравоохранением и территориального фонда ОМС

1.1. Соответствующие вопросы информационной справки:

·      «Формы участия регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в управлении системой ОМС»: (вопр. 38)

Ответы

Баллы за ответ

1.Первый руководитель РОУЗ является председателем правления ТФОМС

2 Да

2.Первый руководитель РОУЗ входит в состав правления ТФОМС, не являясь его председателем

1 Да

4.РОУЗ участвует в разработке правил обязательного медицинского страхования в субъекте РФ

2 Да

5. РОУЗ участвует в разработке территориальной программы ОМС

1 Да

6.РОУЗ участвует в разработке проекта бюджета ТФОМС

3 Да

7.РОУЗ участвует в разработке нормативов финансирования страховщиков или филиалов ТФОМС, выполняющих функции страховщиков

3 Да

8.РОУЗ участвует в разработке порядка оплаты медицинских услуг в системе ОМС

2 Да

 

·      «Орган, специалисты которого готовят проекты документов для рабочей комиссии по согласованию тарифов в системе ОМС»:  (вопр. 39)

Ответы

Баллы за ответ

1. РОУЗ

3 Да

 

·      «Участие регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в контроле за исполнением бюджета ТФОМС»:  вопр. 40)

Ответы

Баллы за ответ

1. Контроль в процессе подготовки и проведения заседаний правления

1 Да

2. Контроль за квартальными и/или месячными отчетами

3 Да

3. Заслушивание вопроса на коллегии РОУЗ

2 Да

 

1.2. Типологизация регионов по развитости механизмов участия регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в управлении системой ОМС

 

 

Количество баллов

Тип

Количество регионов

16 - 22

1

32

11 - 15

2

24

1 - 10

3

26

Всего регионов

82

 

 

2. Развитость механизмов согласования региональной и муниципальной политики

2.1. Соответствующие вопросы информационной справки:

·      «Объемы медицинской помощи, оказываемой учреждениями здравоохранения одних муниципальных образований жителям других муниципальных образований»: (вопр. 49)

1.   Учитываются при расчете показателей территориальной программы госгарантий

1 Да

0 Нет

2.   Выделяются в составе показателей территориальной программы госгарантий

3 Да

0 Нет

 

·      Заключаются ли соглашения о взаимодействии между региональным органом управления здравоохранением, ТФОМС и органами местного самоуправления для оказания медицинской помощи жителям муниципальных образований»: (вопр. 52)

Заключаются ли соглашения о взаимодействии между региональным органом управления здравоохранением, ТФОМС и органами местного самоуправления для оказания медицинской помощи жителям муниципальных образований»

2 Да

0 Нет

 

 

·      «Практика согласования важнейших вопросов организации здравоохранения между региональным органом управления здравоохранением (РОУЗ), органами местного самоуправления и муниципальными органами управления здравоохранением (МОУЗ)»: (вопр. 53)

 

Как правило

Иногда

Никогда

1.   Городские органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей городских органов управления здравоохранением

3

2

0

2.   Городские органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

3

2

0

3.   Городские органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет городского бюджета

3

2

0

4.   Районные органы власти согласовывают с РОУЗ назначение и освобождение от должности руководителей районных органов управления здравоохранением

3

2

0

5.   Районные органы власти согласовывают с РОУЗ необходимость открытия новых ЛПУ и/или ликвидации существующих

3

2

0

6.   Районные органы власти или МОУЗ согласовывают с РОУЗ необходимость закупки дорогостоящего оборудования, производимой за счет средств муниципального бюджета

3

2

0

 

·      «Участие регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) и муниципальных органов управления здравоохранением (МОУЗ) в планировании объемов медицинской помощи»:  (вопр. 54)

 

Осуществляется

Со всеми или большинством МОУЗ

С некоторыми МОУЗ

Никогда

1.   РОУЗ осуществляет совместное с МОУЗ планирование объемов амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, которую оказывают муниципальные системы здравоохранения

2

1

0

2.   РОУЗ осуществляет совместное с МОУЗ планирование объемов стационарной медицинской помощи, которую оказывают муниципальные системы здравоохранения

2

1

0

 

·      «Участие регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) в планировании размеров субсидий (субвенций, дотаций) муниципальным бюджетам»: (вопр. 55)

РОУЗ участвует в планировании размеров субсидий (дотаций) муниципальным бюджетам из бюджета субъекта РФ при его формировании (в части согласования расчетных показателей расходов муниципальных бюджетов на здравоохранение)

3 Да

0 Нет

 

·      «Участие руководителей муниципальных органов управления здравоохранением и глав местного самоуправления в коллегиях регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ)»: (вопр. 56)

 

Частота участия

 

Несколько раз в год

Один раз в год

Никогда

1.   Руководитель органа управления здравоохранением столицы республики или областного центра участвует в коллегиях и других совещаниях, организуемых РОУЗ

2

1

0

2.   Проводятся совместные коллегии РОУЗ и городского органа управления здравоохранением столицы республики или областного центра

2

1

0

3.   Проводятся коллегии РОУЗ с участием глав местного самоуправления

2

1

0

 

·       «Проводится ли на основе разработанной в субъекте РФ методики оценка эффективности деятельности»: (вопр. 57)

Муниципальных систем здравоохранения

3 Да

0 Нет

 

2.2. Типологизация регионов по развитости механизмов согласования региональной и муниципальной политикиˆ

Количество баллов

Тип

Количество регионов

32-38

1

27

27-31

2

31

0-26

3

24

Всего регионов

82

 

3. Развитость информационных технологий в управлении здравоохранением

3.1.Соответствующие вопросы информационной справки:

 

·      «Использование информационно-аналитических систем в управлении здравоохранением субъекта РФ»: (вопр. 28)

5. Функционируют телемедицинские центры и кабинеты

1

при ответе Да хотя бы на один вопрос

0

при ответе Нет на оба вопроса

6. Проводятся телемедицинские консультации и конференции

7. Проводятся интернет-конференции, интернет- совещания

1 Да

0 Нет

 

·      «Уровень компьютеризации системы здравоохранения субъекта РФ»: (вопр. 30)

1.   В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются отдельные рабочие места, оснащенные компьютерами

3

в большинстве

ЛПУ

1

в некоторых

ЛПУ

0

нигде

2.   В лечебно-профилактических учреждениях региона имеются компьютерные сети

3

в большинстве

ЛПУ

1

в некоторых

ЛПУ

0

нигде

 

 

·      «Использование новых информационных технологий в управлении здравоохранением субъекта РФ»: (вопр. 31)

1.   Осуществляется рассылка материалов регионального органа управления здравоохранением (РОУЗ) муниципальным органам управления здравоохранением (МОУЗ) по электронной почте

3

для

большинства

МОУЗ

1

для

некоторых

МОУЗ

0

не

осуществляется

2.   Имеется практика отправки муниципальными органами управления здравоохранением отчетных и других материалов для РОУЗ по электронной почте

 

3

в

большинстве

МОУЗ

1

в

некоторых

МОУЗ

0

такая практика

отсутствует

 

3.   . Применяются другие новые информационные технологии в управлении здравоохранением (указать какие):

Применяются другие технологии  и/или наличие положительного ответа на открытый вопрос 86 – 2

Нет и отрицательный ответ на вопрос 86 - 0

 

3.2 Типологизация регионов по развитости информационных технологий:

Количество баллов

Тип

Количество регионов

14-16

1

27

11-13

2

28

1-10

3

27

Всего регионов

82

 

4. Развитость механизмов регулирования лекарственного обеспечения

4.1.Вопросы информационной справки:

·      «Механизмы регулирования лекарственного обеспечения, используемые в субъекте РФ»: (вопр. 60)

1. Утверждается региональный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, содержащий дополнения к федеральному перечню

3 Да

0 Нет

2. Утверждаются региональные фармацевтические формуляры

3 Да

0 Нет

3. Устанавливаются предельные размеры оптовых и розничных надбавок

1 Да

0 Нет

6. Существует практика централизованных закупок лекарственных средств для стационаров, производимых за счет средств регионального бюджета

3 Да

0 Нет

7. Существует практика централизованных закупок лекарственных средств для стационаров, производимых за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС)

3 Да

0 Нет

 

4.2. Типологизация регионов по развитости механизмов регулирования лекарственного обеспечения

Количество баллов

Тип

Количество регионов

12-13

1

25

10

2

32

1-7

3

25

Всего регионов

82

 

5. Развитость методов регулирования оказания платных медицинских услуг

5.1. Соответствующие вопросы информационной справки:

·       «Наличие нормативных актов субъекта РФ или приказов РОУЗ, регулирующих условия и порядок оказания платных медицинских услуг  государственными (муниципальными) лечебно-профилактическими учреждениями. Укажите наименования и реквизиты действующих документов»: (вопр. 68):

1 балл, если указан хоть один документ,

0 - при отсутствии ответа, при ответе «Нет» или другом отрицательном ответе

 

·      «Наличие в нормативных актах субъекта РФ или в приказах РОУЗ специальных требований к государственным (муниципальным) лечебно-профилактическим учреждениям, оказывающим платные медицинские услуги»: (вопр. 69)

1.   По разделению потоков пациентов, которым оказываются бесплатные и платные услуги, по времени оказания медицинских услуг

1 Да

0 Нет

2.   По разделению потоков пациентов, которым оказываются бесплатные и платные услуги, по месту оказания медицинских услуг

1 Да

0 Нет

 

·      «Тарифы на платные медицинские услуги в государственных лечебно-профилактических учреждениях устанавливаются»: (вопр. 70)

1. Региональным органом власти или РОУЗ

3 Да

0 Нет

3. ЛПУ по согласованию с региональным органом власти (РОУЗ) (ответ №3)

2 Да

0 Нет

 

·      «Тарифы на платные медицинские услуги в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях устанавливаются»: (вопр. 71)

1. Региональным органом власти или РОУЗ

3 Да

0 Нет

2. Органами местного самоуправления

3 Да

0 Нет

4. ЛПУ по согласованию с региональным органом власти (РОУЗ) и/или органами местного самоуправления

2 Да

0 Нет

 

5.2. Типологизация регионов по развитости методов регулирования оказания платных медицинских услуг:

Количество баллов

Тип

Количество регионов

7-10

1

35

5-6

2

31

0-4

3

16

Всего регионов

82

 

2. Метод построения обобщающей типологии регионов по развитости механизмов государственного управления здравоохранением

Места, присвоенные каждому региону по вышеуказанным типологиям, складывались. Полученная сумма рангов рассматривалась в качестве интегральной оценки, в соответствии со значением которой все регионы были разделены на три типа следующим образом:

Количество баллов

Тип

Количество регионов

5-9

1

37

10-11

2

28

12-15

3

17

Всего регионов

 

82

 

 


 
 

| | |