ЦНИИОИЗ   Центральный НИИ организации и
информатизации здравоохранения
  Программа ВОЗ/CIDA   Программа ВОЗ/CIDA "Политика и
управление в области здравоохранения в РФ"
Независимый институт
социальной политики
  НИСП  

на главную | карта сайта | поиск по сайту | обратная связь
Информация, представленная в базе
данных, основана на результатах
анкетирования органов управления
здравоохранением и фондов ОМС субъектов Российской Федерации
на заглавную страницу  // Управление и финансирование // Методика построения типологии регионов // Методика построения типологии регионов по способам организации финансирования здравоохранения в 2005 году

Управление и финансирование

Методика построения типологии регионов

Ссылка Название документа Размер Формат
  скачать Методика построения типологии регионов по способам организации финансирования здравоохранения в 2005 году (электронная версия) 109 Кб Microsoft Word

Методика построения типологии регионов по способам организации финансирования здравоохранения в 2005 году

 

1. Типологии регионов по отдельным характеристикам организации финансирования здравоохранения

Сравнительная оценка региональных систем финансирования здравоохранения производится по следующим 8 характеристикам:

1)     Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

2)     Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ.

3)     Использование медико-экономических стандартов и клинико-статистических групп при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в субъектах РФ;

4)     Организации, выполняющие функции страховщиков в системе ОМС в субъектах РФ;

5)     Разнообразие типов учреждений, финансируемых из средств ОМС в субъектах РФ;

6)     Методы оплаты амбулаторной помощи учреждений, включенных в систему ОМС, используемые в субъектах РФ;

7)     Методы оплаты стационарной помощи учреждений, включенных в систему ОМС, используемые в субъектах РФ;

8)     Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС в субъектах РФ.

 

По каждой из указанных характеристик построена типология региональных систем финансирования здравоохранения.

2. Обобщающая типология регионов по степени развития механизмов финансирования здравоохранения

Для получения обобщающей типологии регионов по степени развития механизмов финансирования здравоохранения использовались только характеристики 3-8. Таким образом, обобщающая типология регионов по степени развития механизмов финансирования здравоохранения характеризует уровень развития системы ОМС в региональных системах здравоохранения (см. рис.)

По каждой рассмотренной выше частной характеристике каждому региону был присвоен балл, соответствующий номеру группы, к которой он был отнесен (см. Приложение). Полученные баллы каждым регионом по характеристикам 3-8 суммировались. Взвешивания по значимости отдельных характеристик не производилось.

В обобщающей типологии было выделено три типа регионов:

1.     Регионы с высоким уровнем развития ОМС;

2.     Регионы со средним уровнем развития ОМС;

3.     Регионы с уровнем развития ОМС ниже среднего.

В приложении приведена таблица соответствия между набранным количеством баллов и типом региона по обобщающей типологии.

Полученная вышеуказанным способом обобщающая типология регионов рассматривается в качестве интегральной характеристики уровня развития механизмов финансирования здравоохранения в субъектах РФ.

Рисунок.

Оценка уровня развития механизмов государственного финансирования здравоохранения (уровня развитости системы ОМС)

 

1. Методы построения типологий по отдельным характеристикам

1. Уровень финансовой обеспеченности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в 2005 году (отношение фактического размера финансирования к расчетному)

Для получения по каждому региону значения, необходимого для построения характеристики, рассчитывается уровень финансовой обеспеченности территориальной программы госгарантий в СРФ в 2005 году по следующей формуле: Утвержденный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году / Расчетный объем финансирования программы госгарантий в 2005 году

Каждый регион в зависимости от значения этого показателя получил оценку в балльной шкале:

 

Баллы

1. Нет данных

0

2. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на низком уровне (менее 67%)

1

3. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на уровне ниже среднего (от 67 до 76%)

2

4. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на среднем уровне (от 76 до 84%)

3

5. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на уровне выше среднего( от 84 до 100%)

4

6. Регион с обеспечением территориальной программы госгарантий на высоком уровне (более 100%)

5

 

2. Доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъектах РФ в 2005 году

Для получения по каждому региону значения, необходимого для построения характеристики, рассчитывалась доля средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения в субъекте РФ в 2005 году по следующей формуле: 100*(Взносы на ОМС неработающего населения + Взносы на ОМС работающего населения + Иные источники территориального фонда ОМС)/ Фактическое финансирование программы госгарантии в 2005 году.

Каждый регион в зависимости от значения этого показателя получил оценку в балльной шкале:

 

Баллы

1. Нет данных

0

2. Регион с низкой долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения (менее 30%)

1

3. Регион с долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения ниже среднего уровня (от 30 до 45%)

2

4. Регион с долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения на среднем уровне (от 45-55%)

3

5. Регион с долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения на уровне выше среднего (от 55 до 60%)

4

7. Регион с очень высокой долей средств ОМС в государственном финансировании здравоохранения (выше 60%)

5

 

3. Использование медико-экономических стандартов (МЭС), клинико-статистических групп (КСГ) при расчете тарифов на оплату медицинской помощи в субъектах РФ в 2005 году

Каждый регион в зависимости от значения этого показателя получил оценку в балльной шкале:

 

Баллы

1. В регионе не создана система МЭС, нет КСГ

1

2. В регионе имеются единичные МЭС (менее 100) и/или единичные КСГ (менее 100)

2

3. В регионе имеется система МЭС (от 100 до 500 МЭС) и/или КСГ (от 100 до 270 КСГ)

3

4. Регион с развитой системой МЭС (более 500)

4

5. Регион с развитой системой КСГ (более 270)

5

 

Если развита и система МЭС, и система КСГ, то присваиваются баллы за ответ с максимальным значением баллов.

4. Организации, выполняющие функции страховщиков в системе ОМС субъектов РФ в 2005 году

Каждый регион в зависимости от состава страховщиков получил оценку в балльной шкале:

 

Баллы

1. Функции страховщика выполняет только ТФОМС

1

2. Функции страховщика выполняют филиалы ТФОМС

2

3. Функции страховщика выполняют филиалы ТФОМС и СМО

3

4. Функции страховщика выполняют только СМО

4

 

5. Разнообразие типов учреждений, финансируемых из средств ОМС в субъектах РФ в 2005 году

Каждый регион в зависимости от состава указанных учреждений получил оценку в балльной шкале:

 

Баллы

1. Из средств ОМС финансируются только больничные учреждения

1

2. Из средств ОМС финансируются стационарные и амбулаторно-поликлинические учреждения

2

3. Помимо стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений из средств ОМС финансируется также и скорая медицинская помощь

3

 

6. Методы оплаты амбулаторной помощи учреждений, включенных в систему ОМС, используемые в субъектах РФ в 2005 году

Каждый регион в зависимости от используемых методов получил оценку в балльной шкале:

 

Баллы

Оплата по смете расходов

0

Оплата по посещениям

1

Оплата отдельных услуг (консультаций, выписки рецептов, лабораторных исследований, процедур и т.п.)

2

Оплата законченных случаев лечения

4

Оплата по подушевому принципу на одного прикрепившегося

5

Оплата амбулаторной помощи с учетом объемов и стоимости оказанной скорой и стационарной помощи

6

Оплата медицинских услуг по балльной системе

3

 

Если в регионе используются несколько методов оплаты, то региону присваивается балл за метод, дающий максимальную оценку.

7. Методы оплаты стационарной помощи учреждений, включенных в систему ОМС, используемые в субъектах РФ в 2005 году

Каждый регион в зависимости от используемых методов получил оценку в балльной шкале:

 

Баллы

Оплата по смете расходов

0

Оплата по количеству фактических проведенных пациентом койко-дней

1

Оплата за законченный случай госпитализации

4

Оплата согласованных объемов медицинской помощи (метод глобального бюджета)

5

Оплата фактических расходов за госпитализацию каждого пациента (на основе детальной калькуляции по фактически оказанным услугам)

3

Оплата по средней стоимости лечения одного больного в профильном отделении

2

 

Если в регионе используются несколько методов оплаты, то региону присваивается балл за метод, дающий максимальную оценку.

8. Дифференциация тарифов на медицинские услуги в системе ОМС в субъектах РФ в 2005 году

Каждый регион в зависимости от используемого способа дифференциации тарифов получил оценку в балльной шкале:

Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются:

Баллы

По категориям ЛПУ

1

По каждому ЛПУ (индивидуальные тарифы)

2

По профилям отделений стационара

3

По клинико-статистическим группам (КСГ)

4

По заболеваниям

5

 

Если в регионе используются несколько способов дифференциации тарифов, то региону присваивается балл за способ, дающий максимальную оценку. Если нет информации о дифференциации тарифов по пп. 1-5, то региону присваивается 0 баллов.

 

2. Метод построения обобщающей типологии регионов по степени развитости финансовых механизмов в здравоохранении

(Интегральная оценка способов организации ОМС в региональных системах здравоохранения в 2005 году)

Поскольку для частной каждой характеристики использовались разные шкалы (с максимальным числом баллов от 3 до 6), то при суммировании значение каждой характеристики умножалось на коэффициент (6/i), где i - максимальное число баллов в шкале. Таким образом, итоговый рейтинг считался по следующей формуле:

Полученная сумма баллов рассматривалась в качестве интегральной оценки, в соответствии со значением которой все регионы были разделены на три типа следующим образом:

Количество баллов

Тип региона

Расшифровка

Более 22

1

Регионы с высоким уровнем развития ОМС

От 17 до 22

2

Регионы со средним уровнем развития ОМС

Менее 17

3

Регионы с уровнем развития ОМС ниже среднего

 


 
 

| | |